Северный завоз Якутия

Каждый год на территорию Якутии, в преддверии зимнего сезона осуществляется доставка жизненно важных товаров. Северный завоз, это государственная программа, она направлена на обеспечение трудно доступного региона продуктами питания, горюче-смазочными материалами, различными видами техники, в общем всем, что необходимо для комфортного проживания и развития на Крайнем Севере. Это вызвано несколькими причинами:

  • Нет собственной производственной базы для промышленных и сельскохозяйственных товаров.
  • Нет дорожной инфраструктуры, кроме речного и морского транспорта, которая носит сезонный характер.  Исключение — воздушный транспорт.
  • Очень большая территория, удаленность промышленных районов на многие тысячи километров.

Общая причина, это суровые природно-климатические условия Республики Саха (Якутия). И конечно в такой ситуации, единственный выход, это централизованная закупка и доставка товаров из южных регионов России. Северный завоз выполняется за счет федерального и регионального бюджета. Основная часть северного завоза осуществляется речным путем. Морские перевозки составляют небольшую часть.  Протяженность судоходной части речных перевозок примерно 12,5 тыс. километров.

Навигация по реке Лена, составляет в среднем около 140 дней. На этот короткий промежуток времени основная нагрузка ложится на основные пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский). Сначала грузы по железной дороге из южных регионов страны приходят в порт Осетрово, это единственный порт в Якутии, который связан с железной дорогой. С Осетровского порта грузопоток идет в Ленский речной порт. И оттуда распределяется по всей территории Республики Саха (Якутия).